Методика размещения портов в горизонтальном стволе скважины для проведения МГРП

Последнее сообщение
RS95 1 0
Дек 19

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Собираю максимальное возможное кол-во информации по заканчиваению горизонтального ствола скважины под МГРП: геометрическая методика размещения портов ГРП (на одинаковом расстоянии друг от друга) и оптимизированная схема размещения, исходя из оценки ФЕС и т.д.

Укажите, пожалуйста, известные вам источники, из которых я мог бы почерпнуть необходимую информацию.

В Западной Сибири стандартом размещения портов является: 1 порт на 100 метром горизонтального ствола скважины.

На скважине-кандидате будет применяться компоновка с закрывающимися портами и растворяющимися шарами и соответственно «седлами».

Все, что мне удалось найти: 

1)http://rca.spe.org/files/9014/1224/7070/Hydraulic_Fracturing_Brochure_-_rus_with_spons_ver2.pdf - презентация конференции, однако статьи с этой конференции не получилось найти на SPE;

2)https://elibrary.ru/item.asp?id=35154653

Stroncz 722 13
Дек 19 #1

Рафаэль, приветствую!

Как таковые стандарты, типа ЛНД Роснефти, мне пока не встречались, хотя возможно у кого-то уже сформулированы собственные наработки в виде официальных документов, но по сообществу они ещё не начали гулять.

Если совсем кратко, то качественные принципы по минимальному расстоянию L_min между трещинами заключаются в минимизации технологических рисков при выполнении МГРП:

  • для стволов ориентированных поперёк направления естественной трещиноватости: L_min = R_max (зона перераспределённого поля напряжений с предыдущей трещины) = R_Shadow Stress Zone (оценочно не более 40 метров)
  • для стволов ориентрированных вдоль направления естественной трещиноватости: L_min = X_f + Safety Factor, т.е. полудлина трещины с предыдущей зоны + некоторое расстояние по минимизации риска перекрытия / нахлёста продольных трещин ГРП.

Оценка максимального расстояния между трещинами L_max диктуется в первую очередь экономическими соображениями и рассчитывается как правило на гидродинамической модели (накопленная по нефти) + максимизация PI (Profitability Index) за определённый период времени (5, 10, 15, ... лет). По Западной Сибири величина варьируется в достаточно широких пределах: 60 - 120 м и зависит ещё во многом не только от свойств пласта, но и от стратегии разработки (агрессивный на истощении, либо с вариантами ППД).

Но вообще, часто получается так, что когда пласт достаточно сильно перебитый и нормальной геонавигации нет, порты приходиться намечать там, где трещина ГРП вообще может быть инициирована (по коллектору), соблюдая требования по L_min, и о какой-либо регулярности и выдержанности расстановки можно забыть.

sunny_frac 24 5
Дек 19 #2

Stroncz пишет:

  • для стволов ориентрированных вдоль направления естественной трещиноватости: L_min = X_f + Safety Factor, т.е. полудлина трещины с предыдущей зоны + некоторое расстояние по минимизации риска перекрытия / нахлёста продольных трещин ГРП.

Почему только полудлина трещины с предыдущей зоны?

разве не так "полудлинна первой трещины+полудлинна новой трещины+некоторое расстояние по минимизации риска перекрытия / нахлёста продольных трещин ГРП"?

Stroncz 722 13
Дек 19 #3

sunny_frac пишет:

разве не так "полудлинна первой трещины+полудлинна новой трещины+некоторое расстояние по минимизации риска перекрытия / нахлёста продольных трещин ГРП"?

Всё верно, спасибо за корректировку ))

Go to top